Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Велосипеды СССР, часть 2: от «Орленка» до «Старт-шоссе»

В первой части мы рассказали о детских велосипедах СССР, а теперь поговорим о технике посерьезнее — для подростков, взрослых и спортсменов.

9 апреля 20222

Об истории велосипедов «Мишки», «Дружка», «Школьника» и других мы рассказали в первой части статьи «Велосипеды СССР, часть 1: золотое детство», а сейчас поведаем не менее захватывающее о велосипедах взрослых.

Рассказывает Андрей Мятиев, создатель и владелец «Веломузея».

Через четыре года после Великой Отечественной войны в продаже появились модели «Орленок» и «Ласточка» (вариант с дамской рамой). Их покупали детям примерно с пятого класса.

Велосипеды СССР, часть 2: от «Орленка» до «Старт-шоссе»
«Орленок»
Велосипеды СССР, часть 2: от «Орленка» до «Старт-шоссе»
«Ласточка» — дамский аналог «Орленка»

Обе эти модели спроектировали в Харькове в 1949-м и непродолжительное время там производили. Потом их отдали Минскому велозаводу, а в 1951-м производство оттуда перевели в Шауляй (Литва), на новый велосипедный завод (впоследствии веломоторный). Изначально его профилем было производство подростковых велосипедов, и выпускал он их даже после распада Советского Союза. Вот на этих «Орленках» и «Ласточках» подростки и ездили до покупки взрослого велосипеда.

«Кама» и другие

С середины 70-х в стройную схему эволюции велосипедиста вклинились складные городские велосипеды на маленьких 20-дюймовых колесах. Для сравнения: у «Школьника» диаметр колес был 22 дюйма, у «Орленка» 24 дюйма. Городские складные велосипеды производили на нескольких заводах. В Перми делали «Каму» (она стоила 100 рублей), в Минске — складной «Минск» (большинство белорусских велосипедов носило это название, но с разными индексами) и «Аист» (75 рублей), в городе Жуковка Брянской области — «Десну».

Велосипеды СССР, часть 2: от «Орленка» до «Старт-шоссе»
«Салют-С»

Принципиально конструкции их были одинаковы: все базировались на однотрубной раме со складным механизмом. Вкупе с маленьким колесами это делало удобным хранение велосипеда в квартире и перевозку его в багажнике автомобиля. Правда, маленькие колеса делали все модели пригодными в основном для города. Позже появились складные модели с колесами побольше, 24 и 26 дюймов, — «Салют» и «Таир». Причем выпускали их как со складными, так и с нескладными рамами.

Большой диапазон регулировки позволял ездить на таких великах и подросткам, и взрослым. Но накат у них из-за маленьких колес был не очень.


Дорожные «взрослики»

Если же судьба уберегла велосипедиста от складных моделей, после «Орленка» приходило время обычного дорожного велосипеда. Его иногда называли «взрослик». Дорожники были как с мужскими, так и с женскими рамами, но дамский вариант не пользовался популярностью.

Выпускали дорожные велосипеды многие заводы. Их делали в Харькове, в Перми, в Пензе на заводе им. Фрунзе, какое-то время — на ГАЗе. Как и детские велики, дорожные распространялись по регионам. Но самым распространенным были харьковская «Украина» и минский дорожный «Минск». И тип у всех был один — классический, родом из 20-х — 30-х годов XX века: велосипед на колесах в 28 дюймов, с «торпедовской» втулкой, позволявшей тормозить обратным нажатием на педаль, с подпружиненным седлом. А вот комплектации были разные: в топовом исполнении велики выпускали с хромированными крыльями, фарой с динамо-машиной, а также с зеркальцем и багажником. Если в скромной комплектации дорожный велик стоил около 40 рублей, то в дорогих — 50-60. 

Велосипеды СССР, часть 2: от «Орленка» до «Старт-шоссе»
«Украина»

Ребенок, получивший такой велосипед «на вырост» или взявший его поездить у отца, поначалу катался под рамой. Когда европейцы видят фото с такой ездой, они спрашивают: «Это что, циркач?» А в СССР такое было обычным делом.


«Туристы», «Спутники» и снова «Туристы» 

Роскошной альтернативой дорожным велосипедам были так называемые легкодорожные. Так официально называли велосипеды с возможностью перемены передач. Делал их только Харьковский велозавод, по крайней мере до середины 80-х годов. Это было семейство велосипедов «Турист» с тремя передачами, появившихся в начале 50-х годов. В 70-е стоили они от 104 рублей, ближе к 90-м цена подбиралась к 200 рублям.

Велосипеды СССР, часть 2: от «Орленка» до «Старт-шоссе»

Колеса были большими, 28 дюймов в диаметре, но поуже, чем у дорожников. Со временем конструкция «Туристов» чуть менялась — например, их выпускали и с прямыми, и с гнутыми рулями. Покупали их в основном горожане. Сельчанам не нравилась усложненная конструкция втулки и отсутствие ножного тормоза: тормоза «Туристов» были клещевые и время от времени требовали регулировки. К семейству «Турист» относился и «Спутник» — это название появилось в эпоху повального увлечения космосом. Потом имя «Турист» тоже вернули: его продавали с обычным рулем, а практически такой же «Спутник» — с «бараньими рогами».


Жажда скорости. Хоть какой-нибудь!

А еще были велосипеды «Спорт», тоже харьковские. Их адресовали гонщикам-любителям. Конструкция «Спорта» позволяла ставить гоночные однотрубные колеса. Ну и передач у «Спорта» было 6 или 8 — за счет дополнительной передней звездочки. Круче были только гоночные велосипеды «Старт-шоссе».

Велосипеды СССР, часть 2: от «Орленка» до «Старт-шоссе»
«Старт-шоссе»

Они появились в начале 60-х и просуществовали до конца Советского Союза. Тут передач было уже десять — впереди стояли две звездочки, сзади пять. Велосипеды эти были страшным дефицитом, но еще сложнее было доставать к ним однотрубные шины, особенно с учетом того, что они легко прокалывались, а чинить их умели единицы. А так-то однотрубки вообще не рассчитаны на возможность ремонта. В общем, было непросто. «Старт-шоссе» покупали только те, кто хотел от велосипеда скорости или занимался в спортивной секции. А для перспективных спортсменов существовал спецзаказ. На Харьковском велозаводе был экспериментальный цех, он же цех спецзаказа. Там для будущих звезд велоспорта собирали велики из более продвинутых и качественных комплектующих. А серьезные, заслуженные спортсмены выступали уже на импортной технике, купленной за валюту и недоступной простым смертным. Но это совсем другая история.

P. S. Да, мы знаем, что были и другие велосипеды, и будем рады, если ты упомянешь о них в комментариях. Но пытаться впихнуть их все в одну статью было бы негуманно по отношению к другим читателям.

Больше информации о советских (и не только) велосипедах можно найти в канале Андрея Мятиева на Яндекс-Дзене, посвященном истории велосипеда.

Фото: Getty Images, «Веломузей», www.drive2.ru, do-slez.com

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения